Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Пике и Шотте: обзор правил
Фабрика игрушек > Another Game Systems > Исторические варгеймы и события
Алмазный_Бретонец
Тыкалки и стрелялки (Pike and Shotte): обзор правил

Правила для настольных игры с миниатюрами (tabletop miniatures games) бывают разные. Сложные, со многими таблицами и ведром кубов, простые, на трех страничках и с одним кубиком. И пишутся они с разными целями – или отразить исторические (или фэнтэзийные) реалии, которые должны быть отыграны на столе, или выкачать с игроков побольше денег, или потешить собственное самолюбие.
А есть правила, написанные для людей – для того, чтобы им было максимально комфортно и интересно играть. И к таким правилам относятся игровые системы, созданные Риком Пристли. Все, что он и его единомышленники и последователи создают в последнее время, позволяет комфортно отыгрывать на столе военные конфликты начиная с древних египтян и заканчивая англо-бурской войной.
Речь идет об игровой системе, которая на данный момент состоит из четырех томов: первыми вышли правила на войны 1700-1900 гг. «Черный порох», потом вышла книга «Аве Цезарь!», позволяющая отыгрывать сражения античности и средних веков (до 1500 года); затем появилось расширение «Черного пороха» на 1700-1800 год под названием «Последний довод королей», написанная Петером Брауном. Наконец, совсем недавно была выпущена книга правил Pike and Shotte за авторством Стивена Моргана, «заполняющая» период с 1500 по 1700 гг. Об этой книге и пойдет речь.
Что не может не радовать – это полноценная книга правил, а не приложение, то есть для игры по этим правилам не нужно использовать в качестве базы «Черный порох», основные правила Рика Пристли изложены после вступления и исторической справки (и как в рассказе Борхеса дословное переписывание привело к появлению новых смыслов).
Концепция Рика Пристли, в рамках которой созданы правила, покоится на четырех основаниях:
- подставочность, а не пофигурность отрядов, причем важна ширина фронта (обычно 240мм для пехоты и 150мм для кавалерии), а не его глубина или количество фигур на базах, причем играть можно различными масштабами (от 2мм до 40мм) и миниатюрами разных производителей;
- управление войсками осуществляется не «тоталитарно» самим игроком, а через систему приказов, отдают их генералы и командующие армии, и приказы эти могут быть как выполнены отрядом, так и нет – ландскнехты могут пойти в атаку на швейцарскую баталию, могут пойти и не дойти, а могут вообще уйти в другую сторону;
- стрельба и рукопашная приводят не к удалению подставок (фигур), а к накапливанию маркеров ранений, которые в определенный момент приводят к броску на брейк-тест, а там уж как кубы лягут – роялисты могут выстоять под огнем артиллерии, а могут и разбежаться;
- сознательная установка на «френдли-плей», когда игроки могут просто собрать с полки миниатюры одного периода, выставить их на стол и играть, исходя из своей точки зрения на тот или иной исторический период, создавая отряды с «нуля», персонифицируя их за счет добавления спецправил – если я считаю, что ирландское ополчение плохо реагировало на команды и всегда был готов разбежаться, то я и делаю его таким;
Итак, взяв за основу механику «Черного пороха», Стивен Морган постарался адаптировать ее так, чтобы на столе можно было с бОльшей достоверностью (насколько это вообще возможно) отыгрывать сражения в период с 1500 по 1700 (Итальянские войны, Тридатилетняя война и прочие). Первое, что необходимо было сделать автору, так это отразить особенности боевых построений этого периода – большие и плотные массы пехоты, вооруженные пиками (баталии, терции и т.д.) и поддерживающие их линии стрелков. Морган достаточно интересно, на мой взгляд, это сделал, введя разграничение пехоты на выстроенную блоком и в линию. Пикинеры, построенные блоком, имеют правило Hedgehog, позволяющее другой пехоте из той же баталии отходить в случае опасности (нападении кавалерии и т.д.) их под прикрытие. Как это выглядело, все помнят по фильму «Капитан Алатристе» (да, да: «Мы испанская пехота!»).
Справившись с основной задачей, автор не с меньшим успехом решает и остальные – для того, чтобы создать именно тот отряд, который вам нужен (бильмены тюдоров или железнобокие Кромвеля) вы приписываете отряду тот или иной набор спецправил, список которых прилагается, и уточняете их характеристики – количество атак, выстрелов и т.д. Так, для того, чтобы отразить именно швейцарскую баталию, отряду даются дополнительные атаки, спецправила «наемники», «элита» и «плохая война», и они могут покинуть поле боя, если армия нанимателя начинает терпеть поражение, сплотиться в начале хода и перебрасывать атаки против других наемников.
В других игровых системах на этом книга правил зачастую заканчивается. И предлагается обратиться к приложениям, книгам отдельных армий, аддонам и прочей дорогостоящей печатной продукции. Но тут такого нет. После исторической справки по военному делу данного периода, после изложения базовой механики и спецправил есть еще столько же, если не больше страниц.
И если первая часть книги носит теоретический характер, рассказывая о том, как в это можно играть, то вторая часть – практическая, в ней излагается, как в это играется.
Автор последовательно рассматривает крупнейшие военные конфликты того времени – от итальянских войн до войн короля Солнца. Дается исчерпывающая историческая справка – как по ходу самого конфликта, так и по типу подразделений, участвовавших в нем, а также биографии виднейших полководцев эпохи. Далее идет то, что обычно называется армилист – список подразделений с характеристиками и спецправилами, сведением по их допустимому количеству в армии и стоимостью в очках. Наконец, описывается отыгранное автором и сподвижниками сражение той эпохи – со списками армий, иллюстрациями, картами и прочим. Все это дает возможность собрать и сформировать армию на тот или иной период и отыгрывать как одиночные сражения, так и целую кампанию.
То, что книга издана Warlordgames, неизбежно привело к тому, что особое внимание уделено периоду Тридцатилетней войны и Английской гражданской войны – ведь именно данная кампания выпустила в пластике и железе все необходимые для отыгрыша того периода миниатюры, включая персонажей – Кромвеля, короля Швеции Густава Адольфа и пр. Кроме того, приводятся примеры униформы тех периодов и наборы флагов, необходимых для создания исторически существовавшего полка или отряда.
Завершается книга описанием того, как подсчитывать очки стоимости того или иного отряда, краткими правилами, сведенными для удобства в таблички и инструкциями для тех, кто желает играть миниатюрами не 28мм, а более мелкими или крупными масштабами.
Если говорить о дизайне книги, то она издана в твердой обложке, на хорошей бумаге с многочисленными иллюстрациями и фотографиями миниатюр. Представленные в книге миниатюры открашены на уровне «и я так смогу», то есть не отпугивает людей, второй раз после школьных уроков изо взявших в руки кисточки. К книге прилагается пафосная миниатюра энсина, сделанная по рисунку на обложке.
Некоторым недостатком книги покажется то, что она издана на английском языке, но язык несложный, правила поддаются прочтению и пониманию людям со средним и ниже знанием языка.
В книге отражены не все армии того периода, хотя польские варгеймеры подсуетились, и в правилах присутствуют расписки на польскую и турецкую армии того времени, но ничто не препятствует использовать «конструктор», приведенный в конце книги и создать русскую армию - стрельцов или что-нибудь другое квасное и патриотичное.
На фоне остальных книг серии – сыроватого «Черного пороха», усложненного «Аве Цезарь!» и куцеватого по своей изначальной природе приложения «Последнего довода королей» книга «Pike and Shotte» - почти мечта варгеймера. Ее достаточно для того, чтобы между ее прочтением и игрой прошел максимально краткий промежуток времени – без рытья в первоисточниках и оспреевских веселых картинках, без долгих споров над правильным понимания загадочной кривизны пристлиевской прямой, без выискивания миниатюр по всему свету. Прочитал-покрасил-поиграл. А что еще нужно?
Олег Лазарев
Кстати, надо не забыть фигурку лимитную с обложки тебе отдать
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2018 Invision Power Services, Inc.